Как развивать детей с максимальной пользой и без вреда для здоровья
Правда в том, что существуют как естественные ограничения, так и периоды, в которые наиболее продуктивно развивать разные навыки. Фигурное катание с трёх лет — это нормально? А методы обучения чтению с шести месяцев? Как и когда учить ребенка другим языкам? На все эти вопросы мы постараемся дать точные ответы.
Статья проверена врачами Euromed Kids:
- педиатром — Полиной Сергеевной Пономаренко
- ортопедом-травматологом — Филиппом Викторовичем Мешковым
Спорт
Многие родители отдают ребенка в спорт достижений, исходя из того, что там он разовьёт стойкость и умение преодолевать трудности. Часто это действительно так. Мы знаем, что цирковые дети, маленькие фигуристы, балерины и гимнасты обладают высочайшим трудолюбием и целеустремленностью. Психологическая природа этой целеустремленности такова: дошкольник и младший школьник сначала стремится порадовать своими достижениями важных для него людей — родителя и тренера, а потом, около 8-10 лет, происходит интернализация, то есть, цель перемещается «внутрь ребенка» — он начинает сам воспринимать себя как фигуриста, спортсмена, акробата.
Но далеко не все дети, которые росли в спорте, становятся спортсменами. И далеко не все могут перенести свою спортивную целеустремленность в другие сферы. Обучение в школе и вузе требует не только трудолюбия в отработке навыков и соревновательности, но и многих других качеств, которые у ребенка-спортсмена могут быть хуже развиты, потому что им не уделяли времени.
Что делать?
- Не отдавать ребенка в спорт достижений по причине того, что хочется развить его целеустремленность. Есть много способов сделать это с меньшими психологическими и временными затратами.
- Тщательно проконсультироваться с врачом, и делать это на каждом этапе роста ребенка (3-4 года, 6-7 лет, предпубертат — 10-11 лет, 15-16 лет). Бывают случаи категорического несовпадения вида спорта и телесных особенностей ребенка. Например, дисплазия соединительной ткани — серьёзное противопоказание против любых динамических нагрузок на суставы (бег, танцы, гимнастика, фигурное катание). Такие дети обычно показывают хорошие результаты (у них отличная выворотность, гибкость), но при этом сильнее других изнашиваются соединительные ткани, и проблемы со спиной и коленями начинаются быстрее.
- Если ребенок очень любит спорт, в 11-13 лет стоит вместе решить, будет ли он профессиональным спортсменом. И если ответ «да» — иметь наготове не только планы завоевать мир и стать чемпионом, но и более реалистичные варианты: тренер в фитнес-клубе или спортшколе, учитель физкультуры. Иначе вырастает опасность срывов и депрессий.
Гораздо полезнее для детей — и с физиологической, и с психологической точки зрения — непрофессиональный спорт, в котором можно также добиваться определенных результатов, но не абсолютных, а относительных. Ребенок не стремится к рекордам в своей возрастной группе, а постепенно, в своем темпе обучается новым навыкам. Здесь тоже развивается целеустремленность и преодоление себя, но нагрузки будут более дозированными, так как нужный результат — не достижения, а выработка навыка и укрепление здоровья. Для дошкольника вполне достаточно двух тренировок в неделю, для школьника — трех. Очень хорош любительский командный спорт, который позволяет сбалансировать психологическую нагрузку и «выпустить пар», учит работать вместе, играть по правилам. К сожалению, в России не так легко найти увлеченного тренера, который не был бы занят выращиванием чемпионов, но при желании это вполне возможно.
Когда отдавать ребенка в спортивную секцию, даже любительскую?
Мы советуем делать это не раньше 4-5 лет. Маленькому ребенку приносит больше пользы спонтанное развитие двигательных навыков. У малыша должно быть достаточно разнообразного непроизвольного движения — бегать, прыгать, лазить, пинать мяч не по команде, а по собственному желанию. Младший дошкольник сначала учится получать удовольствие от своего тела, познает его, а уж потом, примерно к 5 годам, приходит к целенаправленной активности.
Общее интеллектуальное развитие
Когнитивное развитие человека преодолевает общие для всех ступеньки. Наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Эти ступеньки, наблюдая за детьми, открыли и изучили в середине прошлого века такие ученые как Пиаже и Выготский. В своем развитии детский интеллект проходит следующие стадии:
- Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). На этой стадии ребенок начинает понимать, что он отделен от внешнего мира, и исследует его с помощью своего тела. Он пока не может ничего «себе представить», вообразить, может только оперировать конкретными предметами.
- Период дооперациональных представлений (2-7 лет). Ребенок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать в игре символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но многие виды опыта ребенок пока не может воспринять. Например, если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, дошкольник может сказать, что воды стало меньше. Если объяснять и пробовать много раз, дошкольник может научиться правильному ответу, но стоит чуть изменить эксперимент, и ребенок сделает прежнюю ошибку. Это потому, что его мышление пока не готово к операциональным представлениям.
- Период конкретных операций (7-10 лет). В этом возрасте ребенок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Он уже способен складывать и вычитать несуществующих коров (ему для этого необязательно их рисовать). Но пока он решает все задачи по отдельности и не умеет обобщать. Решив задачку про Диму и яблоки, первоклассник может зависнуть над «такой же» задачей про Аню и огурцы. Потому что это для него разные задачи.
- Период формальных операций (после 10-12 лет). Подросток уже может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Он может мыслить логически и абстрактно, решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Что будет, если пытаться ускорить развитие мышления ребенка?
В лучшем случае ничего не произойдет. Так, мы безусловно можем обучить бойкого пятилетку таблице умножения, но он выучит её механически и не сможет применять в жизни (то есть, если вы спросите его, сколько окон в доме с четырьмя этажами по шесть окон в каждом, – он не умножит 4 на 6 в уме, а все-таки нарисует дом и посчитает окошки). Именно этим обучение человека отличается от дрессировки животного: мы не просто закрепляем навык, но опираемся на внутренние механизмы мышления. Без этого приобретенные навыки остаются непрочными.
Но бывает и иначе. Некоторые дети, от природы не вполне нейротипичные (например, с небольшим расстройством аутистического спектра), могут рано научиться оперировать символическими системами. Именно эти дети в пять лет способны понимать сложные математические категории. Однако это происходит за счет замедления развития других сторон мышления, прежде всего эмоционального и социального интеллекта, творческой составляющей. Для психики таких детей ранний упор на интеллектуальное развитие, не соответствующее возрасту, может быть по-настоящему вреден.
Всё это не означает, что с дошкольниками нельзя заниматься ничем развивающим. Наоборот, можно и нужно. Но эти занятия должны соответствовать стадии мышления, на которой находится ребенок.
Например, очевидно, что любые развивающие занятия с дошкольниками проводятся только в форме игры. Исходя из стадий развития мышления, становится понятно, почему пятилетний ребенок способен часами увлеченно играть в куклы, но не может высидеть более десяти минут на занятиях по «подготовке к школе». Более того, даже и начальная школа в России устроена не вполне физиологически и психологически полезно для ребенка 7-10 лет. В этом возрасте, когда формируется конкретное мышление, эффективнее было бы получать большую часть знаний не сидя за партой и глядя в учебник или пассивно слушая учителя, а в ходе выполнения проектов, поиска информации, сотрудничестве с другими учениками. Так задействуется больше каналов восприятия. Поэтому к проектной системе пришли методисты многих европейских стран (в частности Германии, где по ней работают все школы).
Дошкольник же и вовсе мыслит только предметно. Самым маленьким, чтобы понять, что такое миндаль и чем он отличается от каштана, надо не только увидеть, но и потрогать эти орехи, лизнуть их. Только тогда обеспечивается связь представления со словом. Об этой особенности хорошо знают педагоги системы Монтессори: интеллектуальное воспитание малыша — это всегда воспитание сенсорное.
Очень важно учитывать такую особенность мышления малышей как подвижность их тела, внимания и эмоций.
Да-да, это особенность именно мышления. Именно поэтому стихи и песни лучше запоминаются, когда малыши могут двигаться, танцевать под них. Внимание удерживается на предмете лишь до тех пор, пока не иссяк сенсорный или эмоциональный стимул. Бесполезно просить 5-6-летнего «не отвлекаться» от занятий — произвольное внимание у них пока почти совсем не работает. Да и в 7-10 оно ещё нестабильно, именно поэтому на уроке, который длится 40-45 минут, удерживать внимание могут только опытные педагоги, которые умеют вовремя создавать сильные, яркие стимулы.
Наука для 7-10-летнего и тем более для старшего дошкольника — это эксперимент, когда мы наглядно демонстрируем, что происходит с веществом или предметом. Рассказ об исторических событиях или жизни живой природы может быть только сюжетом с конкретными героями (как в передаче «Ребятам о зверятах», где всегда есть конкретный леопард или обезьяна, за жизнью которого мы наблюдаем и которому сопереживаем). Осознание общих понятий становится доступно ребенку не раньше 10-11, иногда 12-13 лет.
Ещё одна важная вещь, о которой часто забывают, — это то, как устроена мотивация человека. В норме вознаграждение должно идти за действием — только тогда мотивация будет прочной и поддерживаться. Пытаясь заниматься детским развитием, многие забывают об этом законе. Проще говоря, ребенку «дают», «преподают» некое знание, забывая, что в норме он должен сначала сам сделать движение ему навстречу, испытать желание получить это знание, потянуться за ним. Когда ответ (вознаграждение) следует за вопросом — это нормально. Когда ребенку даются ответы на вопросы, которых он не задавал, очень быстро наступает пресыщение, система мотивации ломается. Ребенок не успевает захотеть что-то узнать. Особенно часто это происходит в современных условиях избытка информации. Не стоит перекармливать ребенка знаниями и стимулами. Лучше сначала дождаться его интереса к чему-либо, и уже тогда сделать шаг навстречу — ответить на вопрос, показать познавательное видео, записать на кружок. Желание учиться и получать новые знания — такой же естественный процесс, как и аппетит, и так же как аппетит, это желание прекрасно работает, если его не ломать.
Иностранные языки
Существует два способа обучить ребенка иностранному языку. Первый — внедрять его в жизнь ребенка как один из языков, на котором говорят в его окружении. Это можно делать в любом возрасте. Билингвы и трилингвы могут немного позже начать говорить, зато они действительно рано выучивают два родных языка. Этот способ годится, если один из взрослых в семье имеет другой родной язык (хотя бы гувернер-иностранец, который общается с ребенком только по-английски все пять рабочих дней), или если вы живёте за границей. Других способов воспитать билингва наука не придумала.
Маленький ребенок выучивает язык только на практике, в плотном, конкретном взаимодействии со средой.
Если билингвизм не ваш случай, принципиальной разницы — когда начинать — нет. До 11-13 лет ребенок не может всерьёз и надолго выучить язык как иностранный (то есть, как символическую систему — вспомним стадии развития мышления). Это не значит, что он не способен еще до этого возраста выучить слова или конструкции, научиться пользоваться ими языком в определенных ситуациях, слушать песни и смотреть фильмы, общаться. Но не стоит рассчитывать на эти результаты или пытаться форсировать обучение языку до того, как ребенок станет подростком.
Не стоит расстраиваться, если ребенок заканчивает школу, плохо зная язык. Хорошая память и легкость обучения новым навыкам не заканчиваются в 18 лет, а длятся до 25-35 лет, при должной практике — и дольше. Поэтому как в 12-13, так и в 22-23 года подросток или юноша могут легко выучить язык, если есть хорошая обучающая система и сильная мотивация.
Полезно ли учить ребенка 3-6 лет иностранным словам и как это делать? Да, полезно, если у него нет больших проблем с родным языком. Лучше всего слушать песни на разных иностранных языках, ненавязчиво знакомить ребенка с названиями разных предметов и простыми конструкциями («Привет», «Простите»), а заодно и с культурой разных стран. Особенно хорошо, если вы едете в другую страну и там ребенок может применить знания на практике — ведь мышление дошкольника предельно конкретно. Если среди ваших дедушек и бабушек есть люди разных национальностей (кто-то армянин, узбек или еврей), очень полезно выучить несколько слов на языке предков, особенно слов, которые что-то значат в этой культуре (названия родственников, праздников, блюд). Это яркие эмоции, которые очень много дают ребенку.
Творчество и развитие креативности
В сознании многих «обучение творчеству» проходит по той же схеме, что и обучение какому-либо навыку или науке, то есть как приобретение суммы знаний и умений. С этой целью дошкольника спешат поскорее записать в музыкальную или художественную школу. Иногда это неплохо, если учитель знает особенности развития дошкольников и следует им. Вы можете поприсутствовать на занятии и оценить, насколько они соответствуют уровню мышления вашего ребенка.
- Если педагог по сольфеджио быстро меняет задания (учёт особенностей внимания), если, разучивая песню о георгинах и осени, он показывает детям георгин в вазе и букет осенних листьев (конкретное мышление), если детей учат подражать уханью совы или предлагают мяукнуть как кошечка (вовлечение эмоций), если в ходе урока дети встают из-за парт и выполняют какие-то движения (учёт сенсорной интеграции), если каждому дают потрогать инструменты или даже поиграть на них — вы попали на правильный урок музыки для 4-6 лет.
- Если на занятии по рисованию детям 5-10 лет не объясняют законы перспективы, не требуют аккуратности, не учат рисовать по правилам и вообще предметно, но показывают разнообразные приемы и техники, предлагают рисовать под музыку или иллюстрировать сказки, изобразить определенную эмоцию, — перед вами хороший педагог ИЗО.
Именно на творческих занятиях особенно важно не ломать порядок естественного развития ребенка. Об этом очень хорошо знают педагоги системы Вальдорфских школ. Для них творческие способности ребенка — это растение, которое нужно беречь, поливать и удобрять, не пытаясь (по меньшей мере до 12-13 лет) оценивать и подгонять под систему любых академических правил.
Сказанное не вполне относится к игре на музыкальных инструментах. Это скорее навык, чем творчество, поэтому обучение игре на скрипке или флейте ближе к разделу «спорт и балет» и подчиняется тем же законам. В обучении навыкам всегда есть элемент принуждения и внешней мотивации, поэтому лучше начать такое обучение не раньше 7-8 лет.
К большому сожалению, в общеобразовательных школах уделяют слишком мало внимания творческому развитию детей. Мы призываем родителей серьёзно отнестись к свободному рисованию, сочинению сказок, таким творческим играм как буриме, «Имаджинариум», фантазированию детей и времени на свободную игру даже в 10-11 лет. Эта деятельность крайне важна для правильного развития ребенка, стабильности психики, её гибкости, устойчивости и умения человека ставить перед собой экзистенциальные (жизненные) цели.